Мининформсвязи: Skype в России работает нелегально
Мининформсвязи завершило процесс создания
нормативной базы по оказанию услуг IP-телефонии, заодно закрыв другое "белое
пятно" в области регулирования – виртуальные частные сети. На очереди – начало
регулирования IP-телевидения и сферы ИТ. В то же время, Мининформсвязи признало,
что хотело бы, но не может контролировать работу в России иностранных
интернет-провайдеров, в частности, Skype.
Мининформсвязи объявило об окончательной либерализации российского рынка
IP-телефонии. «Теперь инвестор может спокойно просчитать свой
бизнес-план по внедрению услуг на базе
IP-телефонии, как, например, это уже сделал „РТКомм.ру“, —
заявил руководитель департамента госполитики Мининфомрсвязи Виталий
Слизень. — Никаких ограничений, кроме, разве что, СОРМ и правил
электромонтажа, на операторов IP-телефонии накладываться
не будет». Стоит отметить, что IP-телефонную лицензию (равно
как и любую другую лицензию в сфере связи) необходимо получать лишь
тем службам, которые оказывают свои услуги на возмездной основе.
Соответственно, для бесплатных служб IP-телефонии не меняется
ровным счетом ничего.
Но корень противоречий между министерством и рядом участников рынка
лежит в том, что под IP-телефонией в Мининформсвязи
понимают лишь звонки с компьютера на компьютер, для осуществления
которых используются «ники» или другие идентификаторы. В том же
случае, если хотя бы одна из сторон IP-разговора
использует телефонную сеть общего пользования, оказывающий эту услугу оператор
приравнивается к полноценной телефонной компании. Соответственно,
многочисленные операторы, предоставляющие услуги дешевой дальней связи
по карточкам, должны получить лицензии на междугороднюю
и международную телефонную связь или, как компромиссный вариант, работать
в качестве дилеров операторов дальней связи.
А вот для компаний, предлагающих SIP-телефоны, дела обстоят еще
хуже. SIP-телефон — устройство, внешне похожее на обычный
телефон, но подключаемое не к телефонной сети, а к
интернету. Международные звонки по SIP-телефонам обходятся еще
дешевле, чем по карточкам, кроме того, SIP-телефоны решают
проблему телефонизации (для тех, кто получит обычный телефонный номер для такого
устройства, отсутствует необходимость в установке обычной телефонной
линии). Однако теперь операторам, обслуживающим SIP-телефоны,
нельзя предоставлять услуги не только дальней, но даже и местной
связи. Легально SIP-телефоны можно использовать только для звонков
на другие подобные устройства (а также для местной связи, но только
в том случае, если и SIP-телефон,
и интернет-канал предоставлены одной и той же
телефонной компанией).
Еще одна разновидность IP-телефонии — звонки
с компьютера на телефон. Де-юре соответствующие услуги
отныне также оказываются вне правового поля. Правда, проблема состоит
в том, что подобный сервис предоставляют не только российские,
но и иностранные компании, в частности, зарегистрированный
в Люксембурге Skype. Несмотря на то, что у того же Skype нет
своего представительства в России, россияне свободно пользуются этим
сервисом, оплачивая услуги кредитными картами или через дилеров различными
виртуальными валютами.
В Мининформсвязи в связи с этим только разводят руками. «Если Skype
намерен оказывать услуги гражданам России, то он обязан получить
в России соответствующие лицензии, — говорит г-н
Слизень. — Однако, по всей видимости, лицензии он получать
не будет. С этим Мининформсвязи ничего сделать не может: для
этого существуют другие ведомства». — «Мы создаем регулирование, которое
обеспечивает возможность компаниям, при отсутствии нарушений с их стороны,
работать в окне благоприятствования, — продолжил г-н
Слизень. — То есть рынок должен быть инвестиционно привлекательным,
а оператор должен иметь возможность зарабатывать деньги, не нарушая
при этом правила лицензирования. Есть такой очень хороший принцип — сначала
„едим твое, а потом каждый свое“. Если Skype используют для дорогих
зарубежных направлений, то это называется „сначала едим твое“.
Когда же начинаем говорить о том, что у нас 80% населения живет
до Урала, а плотность по Сибири и Дальнему Востоку
составляет 0,0001 человека на 1 квадратный километр,
то этого уже не надо, и теперь „едим каждый свое“.
Установив правила для IP-телефонии, Мининформсвязи ликвидировало
и другое „белое пятно“ в регулировании — „виртуальные частные
сети“ (VPN). В принятых правительством на прошлой неделе „Правилах
передачи данных“ устанавливается, в частности, что операторы VPN (а также
операторы сетей FrameRelay, ATM и т.д.) обязаны организовать для абонентов
круглосуточную службу, выдающую справки о состоянии счета абонента
и другую информацию. Кроме того, оператор вправе отказать абоненту
в заключении договора только в случае отсутствия технической
возможности оказания услуг.
При этом принятые правила не относятся к услугам доступа
в интернет: для них, а также для услуг по передаче факсов
и сообщений электронной почты разрабатываются в настоящее время
„Правила оказания телематических услуг“. Еще один находящийся в разработке
документ — это „Правила оказания услуг теле- и радиовещания“, которые
затронут как эфирное, так и активно развивающиеся сейчас направления
кабельного телевещания и IP-телевидения.
»Недавно к нам обращался гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст
в связи с тем, что из-за действий провайдеров
IP-телевидения в некоторых регионах программу «Время» ведет
местный депутат, а в рекламную паузу общефедерального канала «влезает»
реклама «секонд хэнда» населенного пункта «Новые Чебуреки», — говорит
г-н Слизень. — Это возникает ввиду того, что непонятна грань
между обеспечением доступа к информации и доступом
к интернет-трафику. Одно дело, когда
на интернет-сайтах появляются всплывающие окошки,
и другое дело, когда подобное происходит с телевещанием". — «Если
кто-то называет себя ТВ, они могут делать хоть
FrameRelay-ТВ, хоть WiMax-ТВ, но в отношении
ТВ должна быть та же самая логика, что и в отношении
телефонии, — продолжил представитель Мининформсвязи. — Если это
телефония, то она должна быть абсолютно прозрачной относительно технологий.
Аналогично, если это ТВ, то оно должно быть прозрачно относительно
технологии доставки ТВ-сигнала».
После того как все виды телекоммуникационных услуг будут отрегулированы,
в Мининформсвязи намерены заняться регулированием информационных
технологий. «Человек, которому разрешают менять электролампочку, должен обладать
определенными навыками и пройти соответствующий инструктаж, — пояснил
г-н Слизень. — Точно так же человек, работающий
на компьютере, например, с PowerPoint, обязан знать, что делать
в том случае, если на экране появляется сообщение „format c:“.
В связи с этим мы будем разрабатывать квалификационные требования
в области ИТ».
Источник: Cnews.ru